Развить высокую скорость судам мешает сопротивление воды: плотность её в 815 раз больше плотности воздуха. Над тем, как поднять корпус корабля над водой, а значит, уменьшить её сопротивление, размышляли многие конструкторы. В конце XIX в. во Франции российский подданный Ш. де Ламбер предложил построить «крылатый корабль». Изобретатель считал, что подводные крылья будут создавать при движении подъёмную силу, под действием которой корпус частично или полностью выйдет из воды, сопротивление движению резко уменьшится, а скорость соответственно увеличится. В 1897 г. де Ламбер построил такой катер и испытал его на реке Сене. К сожалению, эксперимент не удался: из-за недостаточной мошности двигателя (паровой машины) катеру так и не удалось подняться на крылья.
Победил сопротивление воды в 1905 г. итальянский авиаконструктор Э. Форланини. На свой катер он поставил бензиновый мотор мощностью 75 л. с, крылья сделал многоярусными (внешне они походили на лестницу-стремянку). Судно Форланини достигло рекордной для того времени скорости — 38,8 узла {около 72 км/ч). А в 1918 г. «крылатый» катер американского изобретателя А. Белла поразил мир новым рекордом — 70,86 узла (131,23 км/ч)!
В 30-х гг. немецкий инженер Г. фон Шертель применил V-образные крылья: они способны поднимать корпус даже при значительном волнении. В 1944 г. фон Шертель построил 80-тонный катер, который с грузом в 20 т мог развивать скорость до 40 узлов (около 74 км/ч) при высоте волн 1,8 м.
В России суда на подводных крыльях разрабатывал выдающийся конструктор Р. Е.Алексеев (1916—1980). Под его руководством были построены крупные серии таких кораблей: «Ракета» (1957 г.; 66 пассажиров), «Метеор» (1959 г.; 128 пассажиров), «Комета» (1961 г.; 118 пассажиров), «Восход-2» (1979 г.; 71 пассажир), «Колхида» (198) г.; 150 пассажиров) и др. Алексеевские суда известны во всём мире. Их закупали США, Великобритания, Италия, Греция, страны Ближнего Востока — всего более 20 государств.
Широко используют «крылатые» корабли и в военных целях. На вооружении Военно-морского флота Российской Федерации состоит более 80 судов на подводных крыльях — от малых пограничных катеров до ракетных и противолодочных кораблей типа «Ураган» и «Сокол».
Малый ракетный корабль на подводных крыльях «Сокол». 1987 г. СССР.
Длина — 50 м; водоизмещение — 475 т; мощность газовых турбин — 40 000 л. с; скорость — более 50 узлов (окло 92,6 км/ч); вооружение 2 автоматические пушки (калибра 76 мм и шестиствольная калибра 30 мм), 2 четырёхтрубных торпедных аппарата или 2 установки противолодочных ракетоторпел «Медведка».