Суда на воздушной подушке
Идея увеличить скорость корабля или катера с помошью «воздушной смазки» родилась ещё в конце XIX в. Суть её заключалась в следующем. Если мошным вентилятором под плоское днище судна нагнетать воздух, то сопротивление воды уменьшится; следовательно, возрастёт скорость. А чтобы воздух не «убегал» в стороны, корпус судна нужно оснастить продольными килями — скегами. Впервые реализовать эту идею удалось австрийскому инженеру Дагоберту Мюллеру фон Томамюлю в 1916 г. Созданный им торпедный катер смог развить скорость почти 40 узлов (74,08 км/ч), мощность мотора составляла 480 л. с. В 30-х гг. XX в. возникла новая идея: скеги заменили резиновой «юбкой». Теперь нагнетаемый воздух выходил из-под днища ешё медленнее, и получалась настоящая воздушная подушка. Суда такого типа действительно парят над водой, могут «выползать» на берег и даже передвигаться по суше. Впервые классические «подушечники» построили и испытали в России. В 1935—1941 гг. под руководством профессора Московского авиационного института В.И. Левкова было создано около 20 катеров. Один из них, Л-5, в 1937 г. на испытаниях в Финском заливе достиг рекордной скорости — 73 узла (135,2 км/ч). За рубежом подобные корабли появились значительно позже, в 60-х гг. Одна из самых удачных разработок — созданный в Великобритании в 1972 г. 33-тонный катер ВН-7 «Веллингтон». Он может нести 14 т груза и при этом лететь над водой со скоростью около 60 узлов (111,12 км/ч). В конце XX в. в России широко используют оба типа кораблей на воздушной подушке. Суда со скегами хорошо ходят по мелководным рекам, могут преодолевать перекаты. В 1987 г. в СССР был создан малый ракетный корабль «Бора» — самое крупное в мире судно на воздушной подушке. Ему нипочём даже восьмибалльный шторм, а если море спокойно, он движется со скоростью 53 узла (98,16 км/ч), Десантные корабли «Зубр» — классические «подушечники». Они вооружены зенитными ракетными установками, шестиствольными 30-мм автоматическими пушками и 140-мм реактивными миномётами. В 1999 г. 11 «Зубров» находилось в составе российского флота и ешё два — в составе украинского.
Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», проект 12322. 1988 г. СССР. Водоизмещение — 550 т; грузоподъёмность — 3 танка Т-(или 10 БТРов, или 360 человек, или 150 т груза); скорость — 55—60 узлов (около 102—111 км/ч); экипаж — 27 человек; дальность плавания — 300—1000 миль (555,6—1852 км); автономность — до 5 сут.
|