Пока человек ходил по земле, все было
просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все
сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу
другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то
лихо кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и
нарушители порядка на дороге.
Прообразом современных Правил дорожного
движения стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения.
Так царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году
она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким
опасениям и осторожностью, смирно. А
тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу».
Скоро правила дополнились новыми
положениями: «Когда случиться подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и
осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще
позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по
тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила,
ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.
Когда на дорогах появились первые
автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь,
увидевшая в них победу науки над
религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов
вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только остановиться, но и
заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии
«механическими повозками « должны были управлять по крайней мере 3 персоны. В
городах перед механической повозкой должен был бежать человек с красным флагом,
чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно,
как это перед каждым движущемся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и
подавал какой – либо сигнал…